Вот они — две заветные полосочки на тесте! Пройдет еще совсем немного времени, и на свет появится главное достижение моей жизни — мой человечек, мое дитя. А пока, на сроке в шесть недель, я уютно усаживаюсь в кресле, укутываюсь в плед и начинаю мечтать. Каким он будет — мой ребенок ? Первое, что приходит на ум — умным и здоровым. Лезу в Интернет, перелопачиваю горы литературы по раннему развитию детей и решаю, по какой из методик будет познавать мир будущий кроха. Монтессори, Доман, Масару Ибука? Какая из систем воспитания ближе нам, украинцам — американская, итальянская или доселе необычайно популярная и «модная» японская?
И вот, чудо случилось, человек родился! Радостным криком он намекнул маме о том, кто теперь в доме хозяин. И мне, как маме, стало совсем не важно какая из методик больше подходит моему малышу, ведь на первом месте в такой момент — его здоровье.
Желтый, красный, голубой — выбирай себе любой
Совсем недавно, всего несколько лет назад, Украина наряду с другими странами СНГ тоже «заболела» методиками раннего воспитания детей. Таких методик существует великое множество во всем мире. Сегодня в каждом большом городе создаются детские сады, воспитывающие детей по той или иной программе. Однако действительно ли все настолько «красиво», как обещают в своих изданиях педагоги?
Мы верим, что гениальный ребенок — это счастливое будущее
На самом деле, кто-то из психологов заметил — родители хотят вырастить ребенка-гения, считая, что тем самым обеспечат ему счастливое будущее. Однако если заглянуть в историю, становится ясно одно — большинство гениев, на самом деле, люди несчастные. Возьмите хотя бы Бетховена — наделенный поистине уникальным даром сочинять «громкую» музыку, он так и не смог услышать ни одного аккорда своих произведений. Природа, щедро наделив композитора одним умением, жестоко отобрала простые человеческие чувства.
Мы верим, что методики раннего развития действуют!
На самом деле, если бы все методики приносили такие же ощутимые результаты, какие обещают нам их создатели, мир уже давно «до краев» заполнился бы Билами Гейтсами и Ванессами Мей. Кто бы тогда продавал нам хлеб в супермаркетах, убирал мусор возле дома и чинил сапоги?
Попробуем проанализировать каждую из популярных на сегодня методик.
Супруги Никитины — советуют растить из дитя закаленного спартанца. В основе их метода лежит твердая уверенность в том, что родители не должны переходить из крайности в крайность: не стоит слишком много времени уделять развитию ребенка, но вместе с тем нельзя и полностью игнорировать ребячьи забавы и занятия. Основные принципы базируются на свободе творчества детей в занятиях, то есть, нет никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Спорт — основа жизни и естественная среда. Стоит заметить, что методику педагоги испробовали на собственных детях.
Методика Сесиль Лупан знакомит с миром при помощи слуха и тактильных ощущений. «Что бы вы ни делали — читали малышу про Лукоморье, меняли подгузник или любовались вместе в зеркало — обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая два этих аспекта, раннее развитие может быть успешным. И если в зеркале отражается любопытный носик, его нужно потрогать и назвать». Среди минусов данного метода то, что он требует от мамочки огромной отдачи и много свободного времени.
Итальянцы всецело отдаются методике Монтессори. «Все познается только через труд» — вот основные постулаты теории. Мария Монтессори как врач утверждала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего, в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. Упражнения Монтессори всецело связаны с «натуральными» ощущениями. Так, например упражнение «Переливание воды» имеет своей целью развитие координации движений и помощь в ориентации в окружающем мире. Трехлетнему ребенку запросто можно предложить поухаживать за живыми цветами. Такое занятие создает представление о способах составления букета, обращает внимание ребенка на условия жизни растений, развивает эстетические чувства и координацию движений. Интересно? Таких занятий в методике Монтессори тысячи. Однако не спешите останавливаться — изучите трактаты других педагогов.
Методика Домана поражает своей простотой. Основные постулаты врача-нейрохирурга, основателя данной методики, утверждают, что мозг человека развивается, когда его используют, потому как человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Кроме того, Доман говорит, что маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был, и что самыми лучшими учителями являются родители. Вот почему врач изобрел обучающие карточки, которые помогают ребенку познать мир. И все было бы неплохо, если бы не один очень настораживающий факт — изначально методика Домана была разработана для детей с серьезными травмами мозга. Не знаю, как вы, а у меня уже только этот факт совершенно отбил охоту учить своего ребенка познавать мир по Доману. Кроме того, дети — существа довольно неусидчивые, посему случается такое, что заставить ребенка просмотреть карточки становится затруднительно. Такой метод требует всецелой отдачи мамы (или папы) ибо изготовление карточек занимает очень много времени.
А по методике Масару Ибука, ребенок обязан до 3-х лет закачать 80 % своего мозга по максимуму. Японец не признает традиционные игрушки, гораздо интереснее заменять их натуральными предметами — болтиками и гайками, вилками и ложками, шухлядами и шкафами. Критики считают, что система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям.
Мы верим, что методики раннего развития можно объединять
На самом деле, правильно делаем! Методик раннего развития в сети можно выискать сотни. Кубики Зайцева, вальдорфская педагогика, «читать раньше, чем ходить» и так далее.
Конечно, вы просто теряетесь в выборе. Все настолько интересно, но! Не зацикливайтесь только на одной методике. Подумайте, а не лучше ли «снять сливки» с каждой? Читаем о том, что малышу до года особенно важно развить мелкую моторику? Значит без Монтессори нам просто не обойтись! Играйте в хваталки! Стимулируйте малыша дотрагиваться до всех предметов, которые есть в комнате. Кроме того, что каждый из них имеет определенный цвет и форму, все они обладают совершенно разными текстурами, а это значит, что для чувствительных детских пальчиков каждое дотрагивание будет хорошим стимулом и массажем. Не забывайте и сами массажировать пальчики ребенка, сопровождая массаж пестовальными стишками и сказками.
Зайцевы учат читать и считать. Скучно? Согласны. А попробуйте научиться считать на деньгах. Уверена, понравится и вам, и ребятенку, ведь развивая элементарные навыки счета, малыш вместе с этим познает основы экономики.
Познавайте мир! Человеческая связь с природой настолько огромна, что нельзя ограничивать ребенка в познании всего окружающего. Познавайте природу всего живого по вальдорфской методике. Пощупайте, понюхайте, рассмотрите, покормите птичек, соберите букет из опавших листьев. А потом вставайте на ролики и вперед, догонять голубей.
Мы верим, что в раннем возрасте научиться читать — это лучше, чем тратить свободное время на занятия спортом.
На самом деле, НИКОГДА! Занятия спортом стимулируют организм малыша к выработке определенной силы воли и духа. Кроме того, спорт — это здоровье, даже если это спорт в достаточно юном возрасте. Никто не утверждает, что занятиям нужно посвятить все свободное время, но помочь ребенку найти занятие по душе вы просто обязаны. Маша не хочет танцевать, а родители просто видят в ней будущую балерину? Попробуйте найти альтернативу — заинтересуйте ребенка коньками, которые объединяют и танцы, и гимнастику. Каким бы видом спорта ни увлекся ваш маленький гений, помните одно — это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. А еще обязательно поставьте дома шведскую стенку. Психологи говорят, что возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Так что, покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера.
Мы верим, что есть вещи, с которыми ребенку знакомиться НЕЛЬЗЯ!
На самом деле, каждый умный и уважающий себя родитель должен навсегда исключить слово «нельзя» из своего обихода. Ребенку не понятно — это хорошо, а это плохо, для малыша все поступки имеют одинаковый окрас. Слово «нельзя» имеет сугубо негативную окраску и его ребенку лучше не говорить вовсе. Предложите альтернативу, расскажите ребенку, что вместо того, чтобы выковыривать горшечные растения, не лучше ли заняться распушиванием земли в горшочках, чтобы растения дышали. Это не гарантирует вам сохранность чистоты напольного покрытия, но это однозначно лучше, чем пропавшие цветы. А чистота? Заодно и предложите ребенку после работы убрать за собой.
Мы верим, что учить иностранные языки нужно с очень раннего возраста, потому как память двухлетнего малыша обладает феноменальными свойствами.
На самом деле, психологи «просят» родителей повременить с таким обучением. Минимальный возраст, когда ребенок способен воспринимать «чужой» язык 5-7 лет, то есть не раньше того возраста, когда ребенок уже усвоит и заговорит на родном языке. Замечено, что дети, с которыми начали заниматься иностранными языками еще с пеленок, начинают говорить позднее своих сверстников. Так как мозг малыша постоянно перегружен, ему тяжело разбираться со словами, выстраивать предложения и понятно излагать свои мысли.
Некоторые же психологи уверяют, что оптимальный возраст для знакомства с иностранным — 14 лет. Однако, не впадайте из крайности в крайность — наблюдайте за своим ребенком — если игровая форма изучения отдельных иностранных слов не мешает знакомиться с родной речью, тогда почему бы и нет. А вот насчет целых предложений-обращений к малышу на неведомом ему языке в младшем возрасте лучше отказаться. Вам ведь не нужен ребенок-билингва, речь которого и в 5 лет трудно понять?
Мы верим, что телевизор и компьютер — это вредно
На самом деле, все хорошо, что в меру. Вам ведь в свое время родители тоже запрещали читать книги ночью под одеялом? Просидеть целый день у телевизора, перегружаясь информацией криминала и мыльных опер, конечно же, не стоит. Но посмотреть «Планету зверей» или «В поисках капитана Гранта» очень даже познавательно. То же самое с компьютером. Обозначьте ребенку определенное время, которое разрешаете посвятить работе за монитором, однако предупредите, что поиграть можно только после того, как он освоит новую функцию Microsoft World. Стимулируйте ребенка к познаниям. Согласитесь, вам будет значительно легче, когда ваш пятиклассник самостоятельно сможет напечатать и оформить школьный реферат. Однако не запрещайте и поиграть. Просто не забывайте о перерывах на зарядку каждые 10-15 минут и позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза.
Мы верим, что классическая музыка формирует гармоническую личность
На самом деле, если такая музыка действительно ребенку по душе. Давно доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта перед контрольной, решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку вообще. Однако если первые аккорды Шуберта начинают раздражать юное создание, ничего, кроме скорого визита к психологу, вам не «светит». Посему, умейте найти золотую середину.
И еще, Ф. Роджерс когда-то сказал: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать — им требуется уметь играть«. Поэтому не забывайте, что эти очаровательные создания, прежде всего — дети. Почаще предлагайте им поиграть в куклы или сложить ЛЕГО, ведь без настоящего детства вряд ли получится настоящий взрослый.
Использование материала статьи разрешается только с указанием активной ссылки на первоисточник © www.greenmama.ru